Семь шагов решения конфликта
Опубликовано 28 Сен 2011 в рубрике «Лидерство»
Мы склонны давать готовые ответы, не успев прояснить возникающие вопросы. Мы либо избегаем конфликтного диалога, чтобы исключить скандал и избежать ненужных споров. Либо выходим на диалог с претензиями, сырыми выкладками и излишними эмоциями.
Все это приводит к тому, то конфликт не только не решается, но и усугубляется. Теряется много времени на то, чтобы каждая сторона обозначила свою позицию и выплеснула свои эмоции вместо того, чтобы просто начать решать проблему и договариваться.
Вы будете более эффективны, если выйдете на диалог со своим оппонентом подготовленным – с четким осознанием конфликта, пониманием его сути, с видением перспективы его решения и без лишних эмоций.
Для этого вам самому необходимо разобраться в содержании конфликта и определить, каким образом вы хотели бы его решить. Для начала признайте сам факт наличия конфликта и проблемы, вызванной его развитием.
Описанная ниже техника поможет вам проанализировать и решить конфликт -- определить его, выявить проблему, понять свои претензии и потери, которые вы несете, определить потери другой стороны, наметить перспективу разрешения конфликта.
Вы можете применить эту методику для себя, а так же предложить ее своей команде или конфликтующим сторонам. В любом случае, это индивидуальная работа. Для ее качественного выполнения необходимо создать соответствующие условия – рабочую атмосферу, уединенность и специально выделенное время.
Итак, сосредоточьтесь на определенной конфликтной ситуации, которую на данный момент вы воспринимаете, как проблему, которую необходимо решить. Теперь ответьте на семь ключевых вопросов:
1. Опишите кратко суть конфликта
2. Разложите конфликт на компоненты:
- Поведение. Что я делаю, что делает другая сторона, что именно мы делаем? Какой процесс я наблюдаю?
- Что получается в итоге конфликта. Чьи интересы нарушены? Какие именно интересы нарушены?
- Действующие лица и исполнители. Кто является непосредственным участником конфликта? Кто вовлекается в конфликт? Кого затрагивает данный конфликт?
- Чувства и эмоции, которые вызывает данный конфликт
3. Что для вас значимо. К чему вы стремитесь:
- Отстоять собственные интересы и правоту, обеспечить себе комфорт
- Сохранить хорошие отношения со свои оппонентом
4. Какую стратегию решения конфликта вы намерены предпочесть для решения данной ситуации:
- Уход
- Приспособление
- Принуждение
- Уступки и компромисс
- Консенсус
5. Какие преимущества и бонусы получит каждая из сторон в случае решения конфликта:
- Я получу
- Мой оппонент получит
6. Как я пойму, что конфликт разрешен
Что именно произойдет, когда конфликт будет разрешен? Какая ситуация явится подтверждением того, что конфликт исчерпан? Что вы сможете тогда?
Какие эмоции будете испытывать вы? Какие эмоции будет испытывать другая сторона? Как будут развиваться отношения с вашим оппонентом?
7. Что я готов сделать для того, чтобы разрешить данный конфликт? Какие шаги необходимо предпринять?
Данная методика позволяет решить не только интеллектуальную часть конфликта через выявление проблем, но и снизить эмоциональное напряжение, сопутствующее конфликту. Эмоциональное напряжение значительно снижается, если выявленная проблема трансформируется в цель и рабочую задачу. Вы несомненно выиграете, если вместо вопроса «Кто виноват?» зададите себе вопрос «Какой результат я хочу получить» и «Что для этого нужно сделать?»
Метки: Конфликты, управление конфликтами